№ 24 Voisin C28 Ambassade 1936 (IXO/ALtaya)
Я потратил полгода для того, чтобы выловить эту модель на просторах рунета и был не столько обрадован, сколько удивлен тем, что она наконец-то оказалась на моей полке. Одна из самых редких, красивых и необычных моделей журнальной серии. Но главное даже не в этом, а в ее создателе. Габриэль Вуазен относится к тем людям, которые сами по себе нечто экстраординарное. Форд, Бугатти, Рено… Вуазен вполне органично вписывается в эту компанию отчасти сумасшедших, но по-своему гениальных творцов.
В интернете информации про Габриэля Вуазена предостаточно. И это вполне понятно. Человек вошел в историю, как один из пионеров авиации, и за свои 93 года успел создать и повидать много чего. Кроме того, Вуазен написал три книги мемуаров, где с большой долей самоиронии описал свою жизнь. Он владел кистью и скрипкой, сам разрабатывал кузова, был абсолютно безразличен к деньгам, зато, как истинный француз, любил женщин. В общем, всем, интересующимся историей, я настоятельно порекомендую почитать статью Хрисанфова на
http://www.m43.narod.ru/us_cars/publ...s/voisin_2.htm А сам приведу почти полный текст Александра Новикова с
http://autopilot.kommersant.ru/issue...07/01/104.HTML Не знаю, что лучше: мне обе статьи очень понравились : )
ЧТО МОГУТ ИСПАНЦЫ. В 1964 году американский автомобильный историк Скотт Бейли с супругой ехал от Парижа на юг по автостраде №6. В Турто они прибыли поздно. Хозяин харчевни, в которой они остановились поужинать и переночевать, настоятельно рекомендовал им осмотреть поутру аббатство Сан-Филибера, старинный замок в близлежащем городке Бриансон, построенный на скалистом уступе, и другие готические сооружения. Мистер Бейли между прочим спросил: "Правда ли, что где-то здесь живет пионер авиации господин Вуазен?" "Мсье, - лицо хозяина расцвело в улыбке, - он живет совсем недалеко. Это уже старый человек, но по-прежнему мужчина, и какой! Он держит в своем доме сразу двух женщин. Это великий совратитель!"
Американцы проснулись рано и поехали в тумане вдоль берега реки Дюранс. Скользкая кора платанов бликовала в свете фар, и от этого деревья казались жутковатыми надгробными камнями. В какой-то момент Бейли показалось, что в клубах тумана он видит радиатор автомобиля марки Voisin. Он остановился. Старый автомобиль стоял посередине одичавшего сада. Из амбара поодаль слышалось жужжание ленточной пилы. Бейли приоткрыл дверь и увидел фигуру в пунцовом халате, подпоясанном длинным витым шнуром с кистями. Даже не отряхнув опилок, великий авиаконструктор пригласил американцев в дом, где мадам Вуазен уже накрывала завтрак. "Я встретил ее в Испании, когда ей было всего шестнадцать, - пояснил Вуазен. - А это ее сестра. - В комнату вошла дама постарше. - Она была "дуэньей" моей невесты, а после свадьбы стала частью ее приданого".
За завтраком господа обсуждали попытки возрождения марки Hispano-Suiza. "Да ничего из этого не выйдет, - хозяин даже вскочил со стула, - с ними нельзя иметь дел. Генералиссимус Франко до сих пор должен мне тысячи долларов. Испанцы, - сказал Вуазен как-то очень по-французски, -- могут производить апельсины, тореадоров и очаровательных женщин, - при этом он поклонился дамам, - но автомобили... никогда!"
ТЫСЯЧА ВОЗДУШНЫХ ЗМЕЕВ. За свою жизнь Габриель Вуазен успел очень многое. Художник, музыкант, дамский угодник, поэт, пламенный спорщик, мультимиллионер, а впоследствии почти бедняк, механик, архитектор, инженер, аэродинамик, патриот... Автомобильная марка Voisin - лишь одно из его начинаний. Слоганом компании была фраза: "Только Вуазен не выпускает автомобили крупными сериями". И это была чистая правда. Из 27 000 автомобилей, построенных за все годы существования фирмы, сложно было найти два полностью одинаковых: Вуазен постоянно что-то усовершенствовал, думая больше не о прибыли, а о воплощении своих конструкторских задумок.
Он родился 5 февраля 1880 года, а скончался в рождественскую ночь 1973 года. Своим удивительным долголетием он был обязан отнюдь не умеренной жизни, ибо до самых последних дней делил свое время между сотворением красоты в форме функционального автомобильного дизайна и преклонением красоте женской. Шарль, его младший брат, говорил, что в душе Габриель был клошаром, бродягой, имея в виду его презрение к деньгам. Любимая фраза: "Все они ни в чем ничего не понимают!" Один его биограф прислал текст, заканчивавшийся словами: "Габриель Вуазен - величайший человек". Персонаж книги резко зачеркнул эту похвалу и взамен своей сильной бесстрастной рукой написал: "Габриель Вуазен - архетип всех конструкторов".
Автомобильная карьера Вуазена была запоздалым побегом биографии куда более фантастической. Ведь Габриель принадлежал к той крохотной горстке людей, которой на Земле было тесно. Когда 13 января 1908 года Анри Фарман пролетел километровый круг, продемонстрировав практическую осуществимость полета на аппарате "тяжелее воздуха", Вуазен не только сконструировал и построил для него тот самый самолет, но и сам тренировал пилота, и даже крутил ему пропеллер, запуская двигатель.
В 1911 году Вуазен решился на невообразимое. В это время все аэропланы базировались на принципах, заложенных в воздушных змеях, и строились из дерева и ткани. Габриель же построил первый в мире цельнометаллический аэроплан. Конкуренты смеялись над ним вплоть до начала Первой мировой войны, когда потребовались десятки тысяч самолетов, а в качестве аэродромов приходилось использовать фермерские поля. Конструкция Вуазена была тяжелой и тихоходной, но рама, сваренная из стальных труб, выдерживала любые вибрации, а поверхности крыльев и фюзеляжа из алюминиевых листов выдерживали любую непогоду и не рвались на куски, когда в них попадали пули. Осенью 1914 года президент Французской республики собрал на совещание глав авиаиндустрии и приказал всем строить аэропланы по "системе Вуазена". За военное время завод самого Вуазена построил приблизительно 10 000 аэропланов. Еще он строил авиационные двигатели. А еще придумал устанавливать на своих самолетах пулеметные турели, из-за чего муки совести преследовали его до конца жизни. Считается, что именно чувство вины заставило Вуазена уйти из самолетостроения.
В 1918 ему было 38 лет, он обладал отличным здоровьем, а на его банковском счете лежали миллионы франков.
АЛГЕБРА И ГАРМОНИЯ. Габриэль Вуазен построил множество интересных автомобилей, которые базировались на авиационных принципах. Надо ли говорить, что такие сложные автомобили, к тому же производившиеся почти в кустарных условиях, стоили немалых денег. Поэтому практически любой владелец автомобиля марки "Вуазен" был, как правило, богат и знаменит. Достаточно вспомнить актера Рудольфа Валентино, знаменитого шансонье Мориса Шевалье, писателя Анатоля Франса, архитектора Ле Корбюзье... Были Voisin в гараже президента Французской республики. Ну и, конечно же, эту марку привечали авиаторы - те, у кого, конечно, хватало средств на покупку машины, радиатор которой украшала надпись "Avions Voisin", что можно было перевести ни много, ни мало как "Самолет Вуазена".
После войны Вуазен сконструировал испанский "народный автомобиль" Biscuter -- тот самый, за который Франко ему якобы так и не заплатил. Этих мотоколясок наклепали 18 000 штук, однако Габриель Вуазен никогда не гнался за тиражом. Равно как ему претило "почетное директорство" на ряде предприятий, которым он вынужден был довольствоваться.
ОСКОЛКИ. В 1957 году мсье Вуазен окончательно отошел от дел и решил навсегда покинуть Париж. Теперь у него уже не было ни яхт, ни особняков на Ривьере. Одна из прежних любовниц вернула ему загородный дом, который он купил ей за несколько десятилетий до того. Туда он и переехал, чтобы заняться живописью, фотографией и мастерить что-то в амбаре, встав ни свет, ни заря. Когда спустя год в столице устроили торжества, приуроченные к полувековому юбилею полета Фармана, то человека, построившего для Анри самолет, едва уговорили прибыть в Париж для получения ордена Почетного легиона. Еще он очень сердился, когда его случайно путали с другим Вуазеном. Однофамилец по имени Пьер жил в деревушке Жанте, где вместе с женой и дочерью дистиллировал спирт, а впоследствии организовал коньячный дом Leopold Gourmel. "Вот увидите, в конце жизни они будут варить пиво", - мрачно шутил бывший миллионер, с ног до головы усыпанный опилками».
На фото:
1) Аэроплан Вуазена, приобретенный у него бароном Пьером де Катерсом;
2) Габриэль Вуазен (фото из Википедии);
3) Voisin C28 Ambassade 1936;
4) Маскот Voisin и надпись Avions Voisin (самолет Вуазена). Надо заметить, что над маскотом всячески издевались, назвав его «Ля Кокот», что можно переести и как «кокотка» (то бишь женщина легкого поведения»), и как «цыпленок». Вуазен очень обижался и даже хотел отказаться от маскота;
5) Еще одно фото Voisin C28 Ambassade 1936;
6) Voisin C28 Aerosport – спортивный брат нашего героя;
7) Voisin C25 Aérodyne (1935) – еще один братан.
8) Габриэль Вуазен с братом Шарлем;
9) Автошарж Габриэля Вуазена. Говорят, что он очень хорошо рисовал и даже выставлялся в Париже;




